ПРИМЕР НАЛАЖИВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЕНКОМ-ДОШКОЛЬНИКОМ.
«Миф о непомерных детских требованиях»

Конец февраля 2002.
…Началось все с дочери. Как сейчас помню наши с ней осенние скандалы. Как только я поняла, что ей не хватает элементарного внимания и любви (заменю  «любовь на  полное принятие себя») – я отдалась ей на растерзание. Хочешь внимания – на! ТЕРЗАЛА ОНА МЕНЯ НЕ БОЛЬШЕ ДВУХ ДНЕЙ. В это время я начала к ней присматриваться. Слушала ее разговоры. Смотрела, как  она играет. Соглашалась, когда она просила, чтобы с ней поиграла я. И у меня началось приятие ее.
С  осени  будто резкую границу провели в наших отношениях. А именно: я перестала бояться ее истерик, а она перестала с их помощью управлять мной. С осени я не помню момента, чтобы я почувствовала, что дочь сильнее меня. Нет. Управляю ситуациями –я.  И при этом я люблю /дочь/, люблю ее слабости. Принимаю их. А она сейчас даже не требует, чтобы я играла с ней. Иногда покачаю на качелях - и все. Основное общение мимоходом. Она рассказывает про садик, советуется со мной, как ей поступить с детками. Иногда мы вместе орем, бесимся и прыгаем на кровати, что ей очень нравится. Да и мне тоже. А вчера она мне сделала огромный комплимент: подошла ко мне сзади, обняла и сказала: «Мам, мне очень хорошо с тобой!» А когда пришла в себя – тоже объяснилась ей в любви.
/Черная Г., Литвак М.Е., Похождения трусливой львицы…/

НАКАЗАНИЯ
Если ребенок виноват - он должен быть наказан за этот проступок. Наказание  не должно быть отсроченным по времени. Если наказать ребенка когда-нибудь потом – скорее всего он сочтет это несправедливым,  да и воспитательного воздействия от такого наказания тоже не будет никакого – причина и следствие слишком удалены друг от друга.  Хорошо, если наказание  близко к проступку – не выполнил упражнение, заданное на дом – пусть сделает еще одно упражнение дополнительно.  Наказание не должно быть чрезмерным и слишком длительным по времени (как говорит русская пословица, «гнев – человеческое, а злопамятство – дьявольское»).
1. Сначала выслушайте объяснения ребенка по поводу случившегося,  постарайтесь понять его переживания, и только потом, оценивайте его поступок. («Я понимаю, что без шапки тебе больше нравится ходить, так как это делает Петя, но ты  только недавно болел, поэтому…»).
2. Даже когда вы наказали ребенка, он должен знать и чувствовать, как его любят и как за него переживают.

ОТНОШЕНИЕ  К  АГРЕССИИ
Гнев – наиболее сильное и отрицательное чувство, выражение которого  родители часто блокируют у своего ребенка. Тем не менее, дети имеют право  высказывать  свой  гнев, надо только учить их делать это цивилизованно. Известно, что невозможность выразить гнев может нанести ущерб адаптации ребенка. Хорошо, когда для  выражения своих чувств протеста, несогласия, раздражения и злости, так же как и чувства протеста вины, стыда, горя и радости ребенок будет пользоваться словами. Это не должны быть -  крик, плач, угроза или агрессивные действия, направленные на других людей («побью, укушу») или на какие-нибудь предметы («поломаю, разорву»), а словесное выражение испытываемых чувств (я раздражен, разгорячен, теряю голову, протестую и пр.)
Если агрессия не выражается,  это может привести к самым разнообразным болезненным проявлениям, в первую очередь, психосоматическим (зуд, крапивница, одышка, боли в животе, повышение артериального давления и пр.)
Я-послание - эфективная форма общения с ребенком Запрещенные приемы в общении с ребенком КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ СОВЕТЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ - КАК ВЛАДЕТЬ СОБОЙ Если ребенок берет чужое Адаптация к детскому дошкольному учреждению Истерики и как с ними бороться